Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации
Базовый стандарт разработан в соответствии с:
- № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка»
- № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»
- Указание Банка России от 30 мая 2016 года № 4027-У «О перечне обязательных для разработки саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, базовых стандартов и требованиях к их содержанию, а также перечне операций (содержании видов деятельности) на финансовом рынке, подлежащих стандартизации в зависимости от вида деятельности финансовых организаций
- Указание Банка России от 3 февраля 2016 года № 4278-У «О требованиях к содержанию базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации»
Стандарт определяет основные принципы в области защиты прав и интересов получателей финансовых услуг и устанавливает требования, которыми микрофинансовая организация должна руководствоваться в процессе осуществления микрофинансовой деятельности.
Стандарт обязателен к применению микрофинансовыми организациями, также обязателен к соблюдению требований третьих лиц.
Основные направления Базового стандарта
- Правила предоставления информации получателю финансовых услуг. Предоставление информации рекламного характера
- Правила взаимодействия МФО с получателями финансовых услуг
- Требование к работникам МФО при взаимодействии с получателем финансовых услуг
- Рассмотрение обращений получателей финансовых услуг
Микрофинансовая организация обязана разместить в местах оказания финансовых услуг, в том числе на официальном сайте следующую информацию:
- Наименование МФО, адрес, режим работы, контактный телефон, официальный сайт, о товарном знаке, о третьем лице, о регистрационном номере записи в государственном реестре МФО, о членстве в СРО;
- О финансовых услугах и дополнительных услугах МФО;
- Порядок разъяснения условий договоров и иных документов;
- О рисках, связанных с заключением и исполнением условий договора;
- О правах получателя услуги;
- Способ и адрес обращений;
- О способах защиты прав получателя услуг.
Документы, предоставляемые получателю финансовой услуги должны соответствовать Санитарным правилам и нормативам «Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых. СанПиН 1.2.1253-03»
Основные принципы предоставления информации рекламного характера о деятельности МФО являются:
- Добросовестность
- Полнота
- Достоверность сообщаемых сведений.
- Самостоятельный выбор формы, способа и средства рекламирования своих финансовых услуг с учетом требований действующего законодательства
МФО обязана в течение 7 дней с даты возникновения просроченной задолженности проинформировать получателя финансовой услуги о факте возникновения просроченной задолженности с использованием любых доступных способов связи с получателем финансовой услуги, согласно договора потребительского займа, в том числе электронных каналов связи, или иным способом, предусмотренным законодательством.
(с 1 октября 2017 г.)
- Реструктуризация задолженности по потребительскому займу (1 раз).
- Пролонгация договора потребительского займа (для краткосрочных потребительских займов)
не более 7 раз с 1 июля 2017 г.,
не более 6 раз с 1 апреля 2018 г.,
не более 5 раз с 1 января 2019 г.
По договору потребительского займа микрофинансовая организация обязана обеспечивать фиксацию и хранение инициируемых ею телефонных переговоров, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, обращений получателя финансовой услуги, переписки через официальный сайт МФО или личный кабинет получателя финансовой услуги и иных видов взаимодействия с получателем финансовой услуги.
Телефонные переговоры подлежат аудиозаписи. Микрофинансовая организация обязана сообщать получателю финансовой услуги о фиксации взаимодействия с ним.
Микрофинансовая организация обязана проводить регулярное обучение работников. Обучение, проводится в соответствии с внутренним документом, предусматривающим в том числе:
- Порядок проведения обучения работников (включает вводный, целевой, плановый инструктаж);
- Требования к периодичности прохождения;
- Порядок проведения ежегодных проверок квалификации работников;
- Процедуры проверки профессиональных навыков;
- Порядок фиксации результатов проведения обучения работников и оценки соответствия.
Рассмотрение обращений получателей финансовых услуг:
- Лицо, ответственное за рассмотрение обращений получателей финансовых услуг
- «Журнал регистрации обращений»
- МФО предоставляет в СРО 4 раза в год сведения о рассмотрении обращений
Микрофинансовая организация при нарушении обязательств доводит до сведения получателя финансовой услуги способом, предусмотренным в соответствующем договоре займа, претензию для разрешения спора в досудебном порядке. Обращение в суд по истечении течении 30 календарных дней с даты направления претензии.
Саморегулируемая организация вправе:
- проводить в отношении микрофинансовых организаций проверки надлежащего предоставления информации получателям финансовых услуг;
- требовать предоставления копий ответов на обращения получателей финансовых услуг;
- направлять иные запросы и требования относительно соблюдения микрофинансовыми организациями требований настоящего Стандарта;
- проводить мероприятия по контролю, в ходе которых саморегулируемой организацией осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения микрофинансовыми организациями требований настоящего Стандарта при оказании финансовых услуг.7